Купание первопредка |
Путеводитель - История Китая, культура, традиции |
Наступил третий день третьего лунного месяца. Поэты, художники и другие любители выпить отправляются на водоемы - ловить чашки с вином. Юноши и девушки, выбравшись из-под опеки родителей, встречаются, гуляют и ударными темпами рожают мальчиков. Девушки более предусмотрительные вешают на шею «пастушью сумку» - чтобы выйти замуж за богатого. На небе Царица Запада Сиванму угощает небожителей персиками бессмертия, а на земле топят духа бедности. Солнце, воздух и оздоровительные ванны На третий день третьего лунного месяца - в 2009 году это 29 марта - китайцы, особенно те, кто постарше и помнят времена эпохи Чжоу (XI век до нашей эры), отмечают праздник Шан И-цзе. По-простому он называется Праздник третьего дня третьей луны (Сань юэ сань). Праздник этот довольно древний. Как всем прекрасно известно, несколько тысяч лет назад первопредок Фуси слегка занедужил. Чтобы поправить настроение и здоровье, он решил помыться. Бань в то время не было, финских саун - тем более. Фуси вышел из положения оригинальным образом. Он пошел к берегу моря, захватив с собой магические целебные травы (Фуси, как это и положено первопредку, был склонен к разным паранормальным жестам). На берегу моря Фуси сделал себе что-то вроде купели, соорудил из морской воды и трав целебную ванну - и помылся. Считается, что таким образом первопредок избавился от всякой скверны, от бед и несчастий. Согласно легенде, в этот день он также вознес молитвы о даровании ему потомства. Гора Янъюаньши в провинции Гуандун является местом проведения обрядов в честь богини Гао Мэй Пей, пока не уплыла! С тех пор люди в этот день посещают храмы и приносят жертвы божеству Гао Мэй. Это - одно из самых древних китайских божеств. Оно дарует детей и управляет всеми брачными делами. Обычно Гао Мэй изображалась в виде беременной женщины или в виде фаллоса. Раньше существовали храмы Гао Мэй. Но во времена культурной революции их разнесли. И раньше и сейчас Гао Мэй ассоциируют с высокими скалами особенной формы. Поэтому ритуал жертвоприношения ей часто производят у подножия таких скал. В старину полагали, что, если женщина не может иметь детей - это козни нечистой силы. Чтобы ей вылечиться, нужно принять ванну с ароматными травами как раз в третий день третьей луны. Сегодня в Китае проблема с деторождением стоит не так остро, и традиция эта ушла в прошлое. Но в некоторых районах провинции Сычуань до сих пор сохранился обряд омовения ног, который проходит в этот день. Видимо, он имеет внутреннюю связь с поклонением Гао Мэй. Когда говорят о Шан И-цзе, первым делом, конечно, вспоминается особый вид пирушки. В этот день люди приходят на речку, ручей или в специально построенные павильоны, изрытые небольшими канальчиками. Китайский тамада запускает в воду чаши с вином - раньше обычно их делали либо деревянные, либо из кости животных. (Сегодня для этой цели используют все больше пластиковые стаканчики). Чаши опускаются на воду и плывут вниз по течению. Если чаша затормозилась перед человеком, тот должен взять ее и выпить. Выпив, счастливчик должен произнести стихотворение, станцевать танец или спеть песню - в общем, как-то развлечь собутыльников. Если он отказывается это сделать или делает это неважно, на него накладывается штраф: он должен выпить еще три бокала. Пропустишь свою чашку - заставят пить три Самая известная из подобных пирушек случилась в IV веке нашей эры. В ней участвовал знаменитый каллиграф Ван Сичжи и его приятели - всего 42 человека. Они пировали целый день, было сочинено какое-то количество прекрасных стихотворений, которые составили классическую антологию под названием «Собрание стихов Павильона орхидей». Известно, что Ван Сижчи - культовая фигура для китайской культуры. Считается. что он развил и доработал два основных каллиграфических почерка: синшу (уставное письмо) и цаошу («травяное» письмо). Современные каллиграфы и художники стремятся подражать ему и достичь в искусстве таких же вершин, как Ван Сичжи. Понятно, что такое развлечение всегда пользуется большой популярностью. Кто же откажется выпить на природе в компании хороших друзей? Да еще если назначат такой симпатичный штраф… Полагают, что истоки этой оригинальной и утонченной забавы лежат в колдовском ритуале, когда проводились моления о даровании потомства. Известно, что на воде поверху плавают икринки - рыбьи, лягушачьи и так далее. Икринка - это квинтэссенция будущей жизни. Таким образом, считалось, что вода - подательница жизни, что, в общем, не сильно отличается от современных научных представлений. Ван Сичжи всегда изображается с гусями, поскольку они - его любимый объкт наблюдения Во время ритуала вместо икринок по воде запускали финики, которые по форме напоминали яйцо, икринку. А затем уже, для пущего веселья, перешли на чаши с вином. Хватаем малышей С этим же праздником связан еще один ритуал, когда встречаются юноши и девушки. Это тот редкий день, когда они встречаются без присмотра со стороны мам и пап. Понятно, что такие гулянья символизируют торжество света, жизни и вообще все самое приятное, что только есть на белом свете. Поэтому иногда праздник Шан И-цзе назывался днем влюбленных. Иногда такие совместные прогулки заходили достаточно далеко. В результате в этот день стали проводить обряд Цян тун-цзы. На русский язык несколько вольно его можно перевести как «Хватать из рук божества малышей», либо «Ударными темпами рожать мальчиков». Тем, кто уже обзавелся потомством, в этот день было принято вешать на шею новорожденного мешочек с травкой «пастушья сумка». Считалось, что это убережет ребенка от болезней и бед. Китайцы считают, что цветы пастушьей сумки не уступают по красоте пиону. Говорили, что каждая незамужняя девушка в этот день должна украсить свою прическу или платье цветами пастушьей сумки. Если она не сделает этого, то не будет ей удачи. Если сделает - непременно выйдет замуж за богатого. Царица Западных земель Сиванму Считалось, кроме того, что пастушья сумка лечит глазные болезни и делает человека более умным. Так или иначе, пастушья сумка - одна из самых любимых китайцами трав. Ее активно используют в традиционной медицине и кулинарии. Кроме того, цветы ее обычно кладут около очага. Считается, что травка эта очень нравится богу очага Цзао-вану, и, кроме всего прочего, избавляет дом от муравьев и других насекомых. Обезьяна лишила всех закуски Третье число третьего лунного месяца - это день рождения Владычицы Запада, матушки Сиванму. Она является Супругой Нефритового императора. В этот день все божества и духи со всех сторон света устремляются в ее дворец с поздравлениями и пожеланиями долгих лет жизни - что, конечно, кажется несколько избыточным для хозяйки персиков бессмертия. В этот день Сиванму проводит свой прославленный пир. Этот пир знаменит как раз тем, что на нем среди множества редких угощений гостям подаются персики богов, они же - персики бессмертия. Широкие массы любителей бессмертия знакомы с этим пиром на примере царя обезьян Сунь Укуна, который как раз в этот день забрался на небо и один сожрал все персики бессмертия, оставив богов и духов без закуски. В монастыре Таньчжэсы под Пекином тоже когда-то праздновали праздник Шань И-цзе, и тоже пускали в плавание чарки с вином На земле в этот день в даосских монастырях проходят храмовые ярмарки. В Пекине на этих ярмарках можно попробовать одну из самых известных старых столичных закусок. Называется она вань доу хуан и делается из желтого гороха. Говорят, что эта закуска по вкусу и оздоровительному эффекту соперничает с персиками бессмертия. В этот день также собирались веточки ивы, ими украшали жилище. Считалось, что они отпугнут ядовитых гадов: скорпионов, ящериц и жаб. В этот же день совершали ритуал, называемый «Проводы духа бедности». Из сухой соломы - пшеничной или рисовой - плели большой венок. Затем этот венок одевали на голову человека и опускали до земли. Считалось, что в этот момент дух бедности покидает тело человека и переселяется в солому. Затем этот обруч бросали в воду. Говорят, что первым этот обряд провел еще первопредок Фуси, после чего стал богат и знатен. |
Читайте: |
---|