Успокоив сознание, добиться цели |
Путеводитель - Интересные и необычные факты |
Мастер Дай Чао в свое время дал несколько интервью для программы Дмитрия Диброва «Антропология». Сегодня мы публикуем первую часть интервью, посвященного боевым искусствам и их связи, как с древнекитайской философией, так и с обычной жизнью. Текст ниже является расшифровкой этой передачи с комментариями сайта Весь Китай.ру. Управляй энергией ци - становись экстрасенсом Дм.Дибров: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем серию встреч, посвященных великой, самой, если угодно, древней на свете культуре - культуре Китая. По крайней мере, эта культура - самая плодовитая из того, что досталось нам в наследство с древнейших времен. У нас в гостях ваш старый добрый знакомый - Дай Чао. Он директор Московского центра исследования культурных традиций Китая «Мэйхуа». У нас также в гостях Михаил, он выполнит роль переводчика, а вообще в жизни он семь лет учился у Дай Чао искусству Тайцзи-цюань. (Михаилу). Правильно я выразился? Если я навру против жизни, то вы будете меня поправлять. Тайцзи-цюань - это сложнейшая дисциплина, которая в равной степени соединяет в себе различные элементы. Это и знаменитое у-шу - я имею в виду китайский бокс, где выдирают пальцами глотки и печень у противника. Это также и гимнастика цигун, помните, в прошлый раз мы на этом остановились. Это такая гимнастика, которая позволяет управлять энергией ци, иначе говоря - праной, иначе говоря - становиться экстрасенсом. И все это - благодаря управлению собственным дыханием. И, наконец, если добавить сюда философию древнекитайскую, типа «Книги Перемен», то это и получится Тайцзи-цюань. Правильно? Миша: Не совсем. Выдирание глотки, это, наверное, не совсем правильно. Дм.Дибров: Серьезно? А надо спросить у Дай Чао - можно ли выдрать глотку, пользуясь кунг-фу, оно же у-шу? Дай Чао: Тайцзи-цюань можно использовать и для того, чтобы лечить людей и для боя. Но лучше, наверное, не убивать людей, и не пользоваться такими методами. Дм. Дибров: Тем не менее, тай-чи, тай-цзи - это довольно приземленная дисциплина, связанная с тем, что мы называем восточным видом единоборств. Какая же связь здесь с «Книгой перемен»? Дай Чао: Тай-цзи основывается на теории «И-цзин» (Книге перемен). Одновременно это и боевая техника, и философия. Все это, организованное вместе, образует целостную систему. Поэтому можно сказать, что применительно к тайцзи «И-цзин» очень важен. Китайцы Маркс и Ленин Дм.Дибров: Дайте, пожалуйста, главное, как бы сказать, выжимку из «Книги перемен». Что важнее всего для мастера Тайцзи-цюань в этой многомерной книге? Дай Чао: «И-цзин» - это, в каком-то смысле, теория тайцзи, его теоретическая основа Дм.Дибров: «И-цзин» - это «Книга перемен», если кто не говорит по-китайски… Дай Чао: Если вы хотите хорошо тренировать тайцзи, вы должны делать это в соответствии с теми правилами, которые изложены в «Книге перемен». (Надо сказать, что в китайской традиции очень распространен обычай создания, осмысления и переосмысления теорий. Тут можно встретиться с самыми разными подходами. Так, один человек может сказать, что для должной тренировки необходимо хорошо ориентироваться в китайской философии. Другой же будет говорить, что все это ерунда и трата времени. Такая разница связана с историческими особенностями развития ушу в Китае. Мастера в старом Китае были в основном малограмотными или и вовсе неграмотными, поэтому, конечно, многим было не до философских нюансов. Однако опыт последних ста лет показывает, что образованность - вещь очень и очень нелишняя в ушу, как минимум, она позволяет человеку не быть косным в своем восприятии мира. А это, в свою очередь, очень полезно для усвоения нелегких уроков традиционного ушу. Последние десятилетия в мире ушу доминируют мастера с хорошим образованием, полагающие, что человек должен развиваться не только физически, но и интеллектуально. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Дм.Дибров: Дайте первое из этих правил. Дай Чао: Пару слов о терминах. Например, что такое «тайцзи»? Само слово «тайцзи» пришло из «Книги перемен». Для того, чтобы во всей полноте овладеть этим стилем, вы должны осознать разные аспекты этой теории. Например, среди прочих есть такой важный момент: тайцзи - это соединение Инь и Ян. Совокупность Инь и Ян вместе - это и есть тайцзи. Дм.Дибров: Что такое Инь и Ян? Дай Чао: Инь и Ян - это два первоначала, дающие философское обоснование устройству нашего мира. Собственно, в этих понятиях заключается наша жизнь и весь космос. Весь мир разделен на Инь и Ян, две эти части организуют все в этом мире. Все в этом мире, например, люди, стулья, столы - все вообще происходит от Инь и Ян. Если бы было только одно Ян - мира бы не существовало, если бы только одно Инь - то же самое. Только взаимодействие этих двух начал дает возможность существованию этого мира, всех вещей и феноменов в нем. Дм.Дибров: Все-таки, чтоб не запутать зрителей. Все же, что же это за такие за начала? Это женское - Инь и мужское - Ян, или наоборот? Или это солнечное - Инь и лунное - Ян? Или это вода - Инь, а твердое - Ян, или наоборот? Дай Чао: В мире невозможно найти ни одной вещи, в которой не присутствовали бы Инь и Ян одновременно. Например, как вы сказали, мужчина и женщина. Мужчина - это Ян, женщина - Инь. Вода - мягкая, это качество Инь, металл - твердый, это качество Ян. Направления верх - низ, вперед - назад - это все проявления Инь-Ян. Небо - Ян, земля - Инь. И через эту оппозицию все вещи связаны. (Надо иметь в виду, что Инь и Ян - традиционные философские категории, охватывают очень широкое поле китайских взглядов на жизнь. Но вещи эти - безоценочные, то есть нет такого, что Ян - лучше. а Инь - хуже. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Дм.Дибров: Через много лет после появления «Книги перемен» два наших великих европейских китайца - Ленин и Маркс - придумали принцип «единства и борьбы противоположностей», как основу диалектики. Видите, как, оказывается, задолго до Ленина и Маркса, китайцы давным-давно знали про научный социализм. Дай Чао: Не важно, кто придумал диалектику. Важно, что Инь и Ян связаны со всеми вещами, они проникают во все вещи в мире. Неважно, что за люди это сформулировали. Люди составляют лишь небольшую часть этого мира. (Важное замечание. Понятия Инь и Ян сформулированы людьми, но сами феномены существуют не только для людей и не людьми созданы. Антропоцентрическая система мира здесь не является господствующей. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Снаружи - мягкое, внутри - жесткая сила Дм.Дибров: А теперь как же нам перекинуться от этой глубокой философической картины мира к такой простой вещи, как боевая практика? Дай Чао: Эта теория связана с нашей жизнью, а сама практика тайцзи-цюань основывается на том, что только что было сказано. Например, тайцзи-цюань снаружи кажется набором очень мягких, плавных движений, но внутри вас должна быть жесткая сила и очень активное мышление. То есть внутри мягкого есть твердое, в твердом заключена мягкость. Это относительно тренировки тайцзи-цюань. Но теорию тайцзи-цюань можно использовать и в обычной жизни. Дм.Дибров: Как? Дай Чао: Если в жизни, делая что-то, мы используем только пробивную силу, используем слишком много силы, то, скорее всего, ничего не получится. Следование более мягкому пути в сочетании с определенной жесткостью дает наилучшие плоды. Примером могут послужить наши чувства: мы очень переживаем, очень спешим, очень торопимся добиться желанной цели. Но именно это стремление и мешает нам добиться желаемого. Надо успокоить сознание, сделать его более мягким, глубоким, спокойным, это позволит изменить наше сознание, а вслед за этим добиться поставленного результата. И подобных примеров можно привести какое-то количество. Дм.Дибров: То есть эта рекомендация вполне может быть отнесена и к тем, кто тренирует тайцзи-цюань, и к тем, кто раздумывает над проблемами более приземленного, более житейского толка. Правильно? Дай Чао: Да. Дм.Дибров: Ну, и, наконец, остается еще одна составляющая. Это цигун. И, значит, наша с вами энергия дыхания. Какое место цигун занимает в практике тайцзи-цюань? Дай Чао: Можно сказать, что тайцзи, в каком-то смысле - это один из видов цигун. Цигун - это большая система. Говоря о цигун, надо сказать, что, по некоторым сведениям, он существовал уже 6 тысяч лет назад. Уже в те далекие времена люди практиковали цигун как для укрепления тела, так и для развития особых умений, например, для вызывания дождя. (Тут есть разные взгляды, но точно установлено, что три тысячи лет назад методы того, что сейчас называется цигуном, были уже очень развиты. Очевидное указание на связь с шаманскими практиками позволяет предположить, что эти методы - очень давние. Ведь шаманизму не требуется развитое общественное устройство, шаманы были и в первобытные времена. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Сегодня само понятие цигун часто толкуется неверно - как только организация дыхания. Цигун не замыкается только на системе правильного дыхания. Дыхание - это лишь часть тренировки, хотя и очень важная ее часть. Но цигун имеет дело с энергией, китайцы называют ее - Ци. Цигун тренирует ци, направляет движение ци, учит, как забирать энергию ци из космоса, из природы, и как использовать ее во время тренировок. Позже цигун позволяет тренировать дух, а не только какие-то обычные практические вещи. Добившись определенного прогресса в этом деле, затем можно трансформировать наше тело, наше сознание, придавая ему какие-то новые свойства, превращая его во что-то другое. Дм.Дибров: Ну, и естественно, рассказы вот этих европейских первооткрывателей Китая, которые мы друг дружке пересказывали, когда были мальчишками, по поводу какого-то старичка, мастера цигун, которого европеец схватил за шею, желая задушить, сухонького старичка, а он просунул свои сухонькие ручки между его рук и развел их. В эту секунду европеец почувствовал, как невероятная сила, какая-то волна отвела его руки от мастера. А оказывается, это была техника управления мистической энергией ци. Это вранье или это правда? Дай Чао: Это правда. На самом деле, тайцзи - это тренировка ци. Ци связана с силой человека. Одновременно тренируется и внешняя сила, и внутренняя. (Это интересный момент, обычно считается, что внешней, физической силе не уделяется внимание во внутренних стилях. На самом деле, хотя ей не занимаются специально, она тренируется естественным образом. Так, тренирующий любой из внутренних стилей легко справляется и с весом тяжелых неодушевленных предметов, на которые внутренняя сила вроде как не должна действовать, поскольку это косная мертвая материя. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Индийские чакры, китайские даньтяни Дм.Дибров: А как вы относитесь к индийскому представлению об энергетическом существе человека, в частности о кундалини? Вы-то представляете себе циркуляцию ци вот в такой спирали (показывает по каналам ду-май и жэнь-май), а индийцы-то - движение энергии по позвоночному столбу снизу вверх. Индийцы-то полагают, что кундалини находится в муладхара-чакре, т.е. извините меня, в крестце. А вы-то полагаете, что средоточие ци находится на два пальца ниже пупка. Разночтения-с. Дай Чао: Нет, нельзя так говорить. В Индии, конечно, существует своя большая система тренировки. Но в этих системах есть общее, между ними существуют определенные связи. Очень много общего. В Китае принять полагать, что ци находится не только в нижней части живота - даньтянь, существует три даньтяня - нижний, средний и наверху. Дм.Дибров: Даньтянь - это то, что индийцы называют «чакрами»? Дай Чао: Есть некоторая связь между этими понятиями. Это определенные центры в теле. Дм.Дибров: То есть вы считаете, что существует три даньтяня? Дай Чао: Да, именно так. Например, нижний даньтянь связан с ци, средний даньтянь связан с духом (шэнь), это как бы дух нашего тела. Верхний данятянь связан с пустотой, это дух очень высокого порядка, это уже вне пределов обычной жизни. Дм.Дибров: Задача цигун - управлять перемещением ци внутри организма, между этими тремя силовыми центрами? Дай Чао: Нет. То, о чем было сказано, это как бы три шага, три этапа тренировки. Энергия ци двигается по особым каналам в теле. Например, в даосском цигуне существует понятие - Малый небесный круг. Энергия по нему движется от самой нижней точки по туловищу вдоль спины, доходит до макушки, т.е. до точки baihui, затем опускается дальше по передней линии. Обычно во время тренировок, мы касаемся кончиком языка неба, соединяя таким образом задний и передний меридианы. Ци проходит дальше, опускаясь вниз по меридиану, и круг повторяется. После того, как вы научились спокойным сознанием двигать свое ци таким образом, то, по крайней мере, вы становитесь очень здоровым человеком. Дм.Дибров: А можете посоветовать простейшие упражнения для наших зрителей, чтобы они были уж твердо уверены, что таким образом развивают свою энергетическую систему. Дай Чао: Ну вот, кое-что из цигуна. Это очень простые движения. Мы сейчас не будем углубляться в детали, а просто посмотрим. (Демонстрация столбового стояния). Это одна из позиций цигуна. Дм.Дибров: Что вы сейчас делали? Дай Чао. Эта статическая позиция называется - хун юань чжань (стойка Изначального Хаоса). Она связана с теорией «И-цзин», о которой мы говорили ранее. Согласно «Книге перемен», сначала не было мира, не было ничего, была великая пустота, Ничто. Из этого Ничто появились Инь и Ян, а затем все мириады вещей. И эта позиция несет в себе смысл Пустоты, т.е. Ничто. Это самое начало, когда нет еще ничего. Это движение настраивает движение ци по каналам, позволяя наполнить энергией ци все каналы тела. Дм.Дибров: То есть вы сознательно, когда так стоите, представляете себе поток ци в нужном направлении? Дай Чао: Есть определенные требования к позиции, некоторые рекомендации касательно того, что и как надо делать. При этом есть определенные требования к ощущению, т.е., что надо чувствовать во время тренировки в каждой части тела. Как тренировать мышление, например, при помощи медитации. Эти вещи связаны с представлением о том, что мышление должно быть очень спокойным, но одновременно оно должно приводить в движение энергию ци. Необходимо - и это очень важно - чтобы одновременно в процессе участвовали сознание, мышление, внимание. Когда вы стоите, то можете чувствовать ци, его движение. Это проявляется в возникающих в руках и пальцах ощущениях прохлады, тепла, покалывания и т.д. Дм. Дибров: То есть не надо ничего себе представлять, оно само по себе, что ли, чувствуется? Дай Чао: Да, оно приходит само по себе, если вы делаете все правильно. Самые важные вещи: ноги на ширине плеч, тело должно быть выпрямлено, руки на уровне груди, как бы держат воображаемый шар. Надо выправить положение поясницы. Обычно во время ходьбы имеется позвоночный изгиб - тут его необходимо распрямить. Плечи и локти надо расслабить и опустить вниз. Ноги надо слегка согнуть. Постараться расслабиться. Дм.Дибров: И вот если так стать, то даже самые скептики, которые не верят в существование какой-то особенной мистической энергии ци, почувствуют помимо своей воли, что она есть? (Энергия ци, как уже говорилось, не мистическая, а вполне материальная, ей пронизано все, в том числе - и любой человек. Другое дело - чувствует ли ее человек, умеет ли ей управлять и так далее. Ну, и до сих пор есть некоторые сложности с ее регистрацией приборами. Но Платон говорил об атомах задолго до изобретения микросокопа - и оказался прав. Научатся со временем и ци улавливать. Комментарий сайта Весь Китай.ру). Дай Чао: Да, если позиция правильная, то почувствуют. Дм.Дибров: А как они это почувствуют? Это что-то наподобие покалывания в пальцах, наподобие искры? Дай Чао: У разных людей ощущения будут разными. По крайней мере, будет ощущение тепла или жара в ладонях. Возникнет ощущение, что все тело как бы наполнено воздухом. В руках появится ощущение ци, которое будет как магнит удерживать руки. Дм.Дибров: Я надеюсь, что многие из наших зрителей, вооруженные напутствием Дай Чао, сейчас же немедленно встанут и попробуют убедиться в том, что прана, она же энергия ци существует. Ну, а сейчас мы прервемся и покажем всем, кто не собирается овладевать внутренней энергией своего тела, следуя великой «Книге перемен», она же «И-цзин» - рекламу. |
Читайте: |
---|