Алмазный трон |
Путеводитель - Достопримечательности |
Продолжаем наши прогулки по Пекину. После шумного зоопарка, где от совместного рева слонов, жирафов и китайцев у неподготовленного иностранца кругом идет не только голова, но и все остальные части тела, мы направляемся в то место, где из животных есть только каменные львы. А именно - в храм Пяти пагод Утасы. Почувствуйте себя императрицей Канал Наньчанхэ был некогда полноводным и бурлящим, ныне он стал тихий и спокойный - редкий катер нарушит его патриархальную тишину. Когда-то этот канал был местом, куда стекалась вся вода из пекинских предгорий. Он соединял императорский дворец в центре города и любимую летнюю загородную резиденцию Цыси - Летний дворец в парке Ихэюань. Императрица могла сесть на корабль и плыть по каналу прямо в Ихэюань. Сегодня и рядовой турист может почувствовать себя императрицей Цыси. Для этого он садится на небольшой теплоходик или прогулочный катер и плывет по каналам прямо к Ихэюаню. Но это мы сделаем как-нибудь в другой раз. А сегодня мы просто покидаем пекинский зоопарк, переходим по небольшому каменному мостику и оказываемся в глухом квартале, где время как будто остановилось. Даже всезнающие пекинские таксисты не знают сюда дороги. Хранители подлииной веры Перед собой вы увидите старинную арку - летом за деревьями ее сложно рассмотреть. Перед аркой стоят скособоченные львы, пасмурно наблюдая за происходящим вокруг. Совсем недавно, лет 250-300 назад здесь бурлила жизнь. И центром этого бурления был знаменитый храм Утасы, храм Пяти пагод. Знаменитый в прошлом монастырь и сегодня не потерял своего величия Построен он был во времена династии Мин при императора Юнлэ в 1473 году. Сначала храм получил название монастырь Истинного пробуждения. А через несколько лет он был переименован в монастырь Великого истинного пробуждения. Разница принципиальная, но если спросить, китайцев, которые сюда ходят, в чем смысл такого переименования, я думаю, они затруднятся с ответом. Когда монастырь был построен, он вызвал в народе некоторое брожение, поскольку внешне он был совсем не похож на китайский. Конечно, в нем было все, что положено. Например, арка с массивными львами перед входом. Львы тут выступают не просто, как большие и упитанные животные, но в первую очередь как традиционные хранители истинной веры. К монастырю также вел маленький мостик, переброшенный через ручей - символ отречения от мирской суеты. Высокие каменные стены, окружающие монастырь, образовывали прямоугольник - знак мандалы. Но поражало всех главное здание монастыря, главная его постройка. Такого в Китае пятнадцатого века еще не видывали. Посреди монастыря возвышался так называемый Алмазный трон. На массивном квадратном цоколе стояли пять пагод. Согласно преданию, подобная башня была построена на месте, где Будда ушел в нирвану. Подобный тип строений пришел в Китай от великого западной соседа. Считается, что архитектором этого монастыря был китайский монах, много лет проведший в Индии, где изучал священные буддийские тексты. Вернувшись в Китай, он обнаружил в себе талант зодчего. После чего и спроектировал этот храм. Центральная пагода Алмазного трона состоит из 13 ярусов. Четыре 11-ярусных пагоды располагаются по углам от главной. Сам Алмазный трон был сложен из белого мрамора, хотя традиционный в Китае материал для подобных сооружений - дерево или кирпич. Конечно, строение такого рода из белого мрамора в те времена поражало воображение верующих. Оно сияло на солнце, как воплощенный в материальной форме свет учения Будды. Львы не очень крупные, но очень кусачие Однако мрамор, который использовался для постройки Алмазного трона, содержал некоторое количество железа. Поэтому со временем пагода изменила цвет - приобрела коричневый оттенок. Суеверные китайцы поговаривали, что связано это с тем, что души людей утратили чистоту, погрязли в грехах и это отразилось на чистоте самой пагоды. Самый высокий В высоту пагода - 17 метров. В свое время это было одно из самых высоких зданий западного пригорода Пекина. Говорят, что забравшись на верх центральной пагоды, можно было увидеть монастырский комплекс Бадачу в западных горах - там, где хранится зуб Будды. Алмазный трон снизу доверху украшен резьбой. Это - настоящая энциклопедия буддийского искусства. И сегодня тут можно разобрать изображения мифических зверей, великих правителей, небесных дев, и, конечно, сотни изображений будд. К сожалению, в конце концов счастливые годы храма кончились. В 1860 году во время пожара монастырь был разграблен и пришел в запустение. С тех времен остался только Алмазный трон, прекрасный, как и тогда, и несколько серебристых абрикосов, которые растут прямо во дворе монастыря. Сегодня сюда заходят лишь редкие туристы, чтобы осмотреть располагающийся здесь Музей резьбы по камню. Во дворе храма выставлены традиционные каменные черепахи, каменные стелы, и даже надгробные плиты. Здесь, в частности, находится беломраморное надгробие главы первой русской духовной миссии в Пекине отца Иллариона. Также здесь есть надгробные плиты первых христианских миссионеров, приехавших в Китай. Странно смотрится французский или английский текст в окружении парящих в облаках драконов или других традиционных китайских символов. Еще можно разобрать иена этих людей, время, когда они приехали в Китай, какую должность здесь занимали. Небесные девы с легким осуждением смотрят на новые районы Пекина В 70-е годы XX века в монастыре была проведена большая реконструкция. Реконструкция по-китайски - довольно грубое мероприятие, проводят ее обычно при помощи огромных молотов, которыми разносится все до самого основания, а потом строится с нуля. Тем удивительнее, что следов реконструкции в Утасы почти не видно. Можно даже сказать, что дух древности из монастыря не выветрился. В редком китайском монастыре до сих пор можно почувствовать такой покой и тишину. Выйдя из монастыря Утасы вы повернете направо и, идя вдоль канала, где до сих поры китайцы ловят рыбу, через пять минут окажетесь на оживленном проспекте, откуда, как и подобает приличному человеку, можете двинуться в сторону обеда. |
Читайте: |
---|