На небе - по-прежнему рай, на земле - по-прежнему Сучжоу |
Путеводитель - Достопримечательности |
Продолжаем знакомство с землей молока и меда, а именно - с городом Сучжоу. Это, как всем известно, город шелковичных червей, ленивых кошек и трудолюбивых (шутка!) китайцев. Одна из достопримечательностей города Сучжоу, его лэйбл, брэнд и трэнд - производство шелка. Поэтому, конечно, ни один уважающий себя турист не пройдет мимо Сучжоуского музея шелка. Экспонаты не пугать! Двигаясь по центральной улице Жэньминлу с юга на север, и оставляя по обе стороны кварталы старого Сучжоу, любопытный турист приходит к большому перекрестку. Здесь пересекаются улицы Жэньминлу и Сибэйцзе (Народная и Северо-западная). За этим перекрестком в ожидании неосторожного путника, готового расстаться с кровно заработанными 15 юанями, притаился знаменитый на весь мир музей Сучжоуский музей шелка. Мимо музея вы не пройдете, потому что рядом с ним - отличный ориентир. Прямо на перекрестке вы увидите большую пагоду. Метрах в ста от нее к северу по левой стороне Жэньминьлу как раз и будет музей. С виду он напоминает советский Дом культуры, только очень приземистый. Из череды магазинчиков и ресторанов его выделяет забор, на котом крупными английскими буквами написано «Suzhou silk museum», что в переводе значит «Сучжоу силк музиум». В этом музее китайцы за наши деньги откроют нам некоторые тайны своего знаменитого шелкового производства. Смело входим во двор и через центральный вход в сам музей. Тут вас встретит милая, немного напуганная вашим иностранным видом тетенька и чуть смущаясь, попросит купить билет. Не отказывайте ей в этой малости, иначе вас могут просто не пустить внутрь. Конечно, иностранцы в этом музее - не редкость. Но обычно они приходят сюда группами и с персоналом практически не сталкиваются - если не считать специально обученных гидов. Их даже заводят с другого входа. А вот одинокие дикие туристы да еще с европейской физиономией могут легко посеять панику не только среди персонала музея, но и среди его экспонатов. Только и знают, что есть и жрать Музей шелка был основан в 1981 году, но открыт для посетителей только в 1991. Здание музея не особенно большое. Площадь его - 8320 квадратных метров, включая туалеты, магазины и небольшой сад тутовых деревьев. В этих корзинках тутовый шелкопряд набирается сил При входе в музей вас охватывает приятная прохлада. По мере продвижения по залам вы замерзаете все больше и больше - китайцы любят кондиционеры, но в этом музее их любовь доходит до крайних границ. Возможно, это связано с условиями содержания тутового шелкопряда, а, может, просто им так нравится. В музее всего семь залов. Сначала вы попадаете в небольшую старую мастерскую по производству шелка. Там на высоких многоступенчатых нарах лежат сплетенные из бамбука плоские корзины. Если вы приехали летом, ваш слух смутит странный звук, которым наполнено помещение: как будто маленькие ножницами часто-часто что-то стригут. Подойдя поближе, вы увидите, что в бамбуковых корзинках среди тутовых листочков копошатся сотни довольно противного вида червячков. Это гусеницы тутового шелкопряда. Шелкопряд в этом музее как говорил Зощенко, только и знает, что «есть и жрать, есть и жрать». Именно этот интимный процесс и вызывает к жизни такие звуки. На таких же бамбуковых корзинах лежат и готовые коконы. Рядом с ними, словно охраняя от вороватых посетителей, сидит черная кошка. Однако при попытке войти с ней в контакт вас ждет разочарование - это не настоящая кошка, а ее чучело. В маленьких домашних фабриках кошку держали для того, чтобы она поедала мышей, которые с удовольствием лакомятся шелкопрядом. Видимо, этой кошке не повезло: объединенная армия мышей и крыс сама изловила ее и набила из нее чучело. Утюг весом в полтонны В следующем зале - небольшой цех по вытягиванию шелковой нити. Здесь установлены специальные аппараты, при помощи которых из коконов вытягивают шелковую нить. Обычно этим процессом руководит несколько женщин. Шелковые коконы сначала бросают в очень горячую воду, коконы размягчаются, и девушки голыми руками достают их из горячей воды, мгновенно отыскивают кончик тончайшей, еле видимой нити и заправляют ее в станок. Делается это очень быстро, мастерство работниц поразительное. Видно, однако и то, что это производство - довольно тяжелое, трудоемкое и не очень полезное для здоровья. Ткацкий станок В следующем зале выставлены всевозможные ткацкие станки и все оборудование, которое было связана с шелковым производством, начиная от самих станков и кончая старинными утюгами необычной формы. Утюги эти похожи на что угодно, но только не на утюг. Обычный европеец с первого раза ни за что не догадается, что перед ним. Выглядит все это дело следующим образом: внизу - каменный валик, на нем в неустойчивом положении балансирует огромный камень, весом, не меньше чем в полтонны. Непосвященному может показаться, что это древнее орудие казни. На самом деле это просто утюг. Гладили на нем следующим образом. На каменный валик снизу клали ткань. Затем сверху опускали так называемый утюг - гигантский камень. На него забирался человек, ставя ноги по краям. Балансируя на этом утюге, раскачиваясь, опираясь руками на специальные бамбуковые подпорки, он и гладил ткани. Чтобы с таким утюгом управляться нужна и сила, и ловкость В следующих залах выставлена экспозиция шелковых тканей, найденных в древних захоронениях, которым более 2 тысяч лет. Тут же представлены императорские халаты XVIII-XIX веков, расшитые шелком удивительной красоты. Недавно в Пекине прошел аукцион, где были выставлены несколько императорских халатов как раз из сучжоуского шелка. Цены на халаты достигали сотен тысяч юаней (1 доллар - 6,9 юаней). Здесь же выставлены другие интересные экспонаты: пара нефритовых червячков шелкопряда, обнаруженных в одном из захоронений китайских императоров. Ничего загадочного в таком соседстве нет. Если подумать как следует, не будет же император на том свете ходит голышом. Таким образом, нефритовые червячки должны были обеспечить его самым лучшим шелком. Девушка с конской головой Шелковое производство в Китае играло очень важную роль. Существовало даже несколько духов - покровителей шелководства. Один из самых интересных: Ржущая, как лошадь Святая матушка. По легенде, жила некогда в Китае небольшая семья: отец, мать и дочь-красавица. Однажды пришли иноземцы и уволокли отца в плен. Жена в слезах поклялась, что она выдаст дочь за того, кто вернет ей любимого супруга. В эту самую секунду любимый конь пропавшего отца сорвался с привязи и умчался, куда глаза глядят. Жена, конечно, опечалилась убытку: ни мужа, ни коня, но делать нечего. Вот они, нефритовые червячки для императора Однако через несколько дней во двор дома въехал конь, на спине которого восседал ее пропавший супруг. Все были счастливы, по китайскому обычаю закатили пир горой, и жизнь потекла своим чередом. Однако вскоре хозяин обратил внимание, что его любимый конь, спасший его из плена, почему-то отказывается от еды и питья. Стали доискиваться причины. И тут хозяйка рассказала мужу о своей неосторожной клятве. Стало понятно, что конь положил глаз на их собственную дочь и ждет исполнения обещанного. Хозяин, конечно, любил коня, но дочь любил больше. Во избежание двусмысленных шуток со стороны соседей он взял лук и застрелил животное. После чего с коня содрали шкуру, мясо приготовили, а шкуру положили сушиться во дворе на солнце. Как раз в это время дочь хозяина вышла по делам во двор и пошла мимо шкуры. И тут шкура вздыбилась, обхватила девушку и унеслась на небо вместе с ней. Считается, что после этого девушка превратилась в шелковичного червя, который все время только и делал, что ел листики и извергал из себя шелковую нить. Иногда, впрочем, это божество изображают в лошадиной шкуре, а иногда - и прямо с конской головой. Покровительница шелководства Цаньшэнь Святая матушка стала покровителем шелководства на небесах и получила титул Цаньшэнь - Божество шелкопряда. А покровителем шелководства на земле была сама императрица. Ежегодно в начале весны она во дворце проводила символический обряд, лично собирала листья тутовника, вкладывала в бамбуковую корзину, туда же клала червей. В это время вся женская часть императорского дворца должна была посетить храм, посвященный богине шелководства, и принести обильные жертвоприношения. Пройдя все залы музея, вы окажетесь в большом зале-магазине, где будут представлены сувениры и одежда из шелка. Здесь можно купить все, что относится к шелковому производству в Китае, а также все, что не относится к нему, но что очень хочется продать туристам. Тут вам и расписные веера, и фарфор, и всякие чайники, подушки и одеяла из шелка, набитые пухом, символы олимпиады и наборы кистей для любителей каллиграфии. И, конечно, в изобилии представлены всякие платочки, халатики, кофточки, галстуки, вышитые шелком картины, традиционная китайская одежда. Правда, цены тут очень приличные - дороже, чем просто в магазине. И торговаться тут не очень любят. Сучжоу - вид с пагоды Бэйсита В принципе, многие отличные шелковые вещи вы сможете спокойно купить в магазинах города. Цена будет ниже, выбор - богаче. Насмотревшись на червячков и купив каких-нибудь сувениров, вы можете смело покидать здание Сучжоуского музея шелка. Теперь вы о шелке знаете все. Или почти все. Самая высокая на юге Выйдя из ворот музея, не поленитесь вернутся на сто - сто пятьдесят метров назад, к пагоде, которая называется Beixita (Пагода Северного храма). Это пагода совершенно особенная. Она считается самой высокой пагодой на территориях, расположенных к югу от великой китайской реки Янцзы, и самой старой в городе Сучжоу. Эта пагода была построена в 238-251 годах нашей эры. Некогда на территории Северного храма находилась резиденция матери одного из императоров династии У. Сучжоуские котофеи отличаются особым благочестием Когда-то в пагоде было одиннадцать этажей, сегодня осталось только девять. Нынешняя высота пагоды составляет 76 метров. Если у вас крепкие ноги, и ярко выражена любовь к прекрасному, поднимитесь на самый верх пагоды. Оттуда открывается самый лучший вид на старый город. Если вам повезет, и погода будет ясная, видны будут также чайные и рисовые плантации, находящиеся за городом. Вид открывается красивый и интересный. Еще на территории храма, справа от пагоды находится небольшой зал богини Благочестия, построенный в 1612 году. Это - излюбленная территория местных кошек, которые забираются тут греться на солнышке. Полюбовавшись еще раз на пагоду и на кошек, можно покинуть территорию старого храма и отправиться в сторону обеда. Тем более, что ресторанная улица находится совсем недалеко. Но подробнее об этом святом для каждого китайца месте - в другой раз. |
Читайте: |
---|