С Буддой на короткой ноге |
Путеводитель - История Китая, культура, традиции |
Многие люди в мире увлекаются Тибетом и буддизмом. Есть даже такие, кто считает Далай-ламу главным буддистом в мире. Но это мнение, по меньшей мере, ошибочно. Да, Далай-лама XIV - главный борец с официальным Пекином. Однако это не делает его буддистом номер один. Тем более, что такового вообще не существует в природе. Последняя схватка между Далай-ламой и Пекином закончилась не в пользу Далай-ламы. Без кого буддизм не полон? Открывшийся 28 марта Второй международный всемирный буддийский форум завершает сегодня свою работу. Открылся он в городе Уси, а закрывается в Тайбэе. Этот форум, как ясно из его названия, уже не первый. Первый же форум прошел в 2006 году. Форум молодой, но планируется, что он станет весьма влиятельным - хотя бы в силу чрезвычайной популярности буддизма во всем мире, а не только в традиционном для него азиатском ареале. Так или иначе, это важнейшее событие в религиозной жизни всей Азии. На форум съехалось более 1700 участников со всех концов света. Это представители буддийских монастырей со всего мира, ведущие теологи, видные буддийские деятели, ученые и просто верующие миряне. Несмотря на подчеркнутую торжественность, форум не обошелся без скандала. Скандал был как грандиозным, так и предсказуемым. Поскольку форум проходил на территории Китая, на него не пригласили видного буддийского учителя Далай-ламу XIV, главу Тибетского правительства в изгнании. При этом другой высший иерарх тибетского буддизма, Панчен-лама, принимал в работе форума самое активное участие. - Меня не пригласили?! А кого же тогда приглашать? Перефразируя известную фразу Андрея Платонова «Без меня народ не полон», можно сказать, что буддизм без Далай-ламы тоже не полон. Какова же предыстория конфликта и почему один верховный наставник буддийской школы Гэлугпа едет на форум, а другой на нем не появляется? Живые будды и цепи тел Люди, далекие от буддизма, часто почему-то называют Далай-ламу главным буддистом планеты. На самом деле это вовсе не так. В мире - десятки буддийских школ и традиций, для которых Далай-лама не более, чем один из множества последователей учения Будды Гаутамы. Но, может быть, Далай-лама - главный буддист Тибета? И так нельзя сказать. И вот почему. Как известно, институт «тулку», перерожденцев, существует в традиции тибетского буддизма с XIII века. Именно в это время стали выстраиваться «цепи тел», в основании которых был обычно либо сам Будда, либо многочисленные бодхисаттвы. Генеалогия передачи божественного света уходила в глубь веков. При этом один и тот же Бодхисаттва мог одновременно переродиться в сотнях тел. Поэтому в Тибете так много линий тулку-перерожденцев, ведущих свое начало, например, от того же самого Бодхисаттвы Авалокитешвары, от которого, в частности, ведет свою генеалогию и линия Далай-лам. История возникновения титула Далай-ламы восходит к XVI веку. В это время монголы стали особенно активно принимать буддизм тибетского толка. Поскольку Тибет находился в то время под протекторатом китайского императора, китайцы были, конечно, этим очень довольны. На монголов, принявших тибетский буддизм, можно было влиять теперь не только напрямую, но и через посредство тибетских лам. Заместитель военного министра императорского двора Ван Чун-гу в докладе императору писал: «Пусть ламы из Тибета преуспеют в обращении варварского народа (монголов. Прим ред.) и превращении дикарей в добропорядочных людей… Необходимо каждому посылаемому к Алтан-хану монаху дать определенное должностное звание в главном буддийском управлении и пожаловать ему монашеское облачение… чтобы понравиться варварам… [проявлять стремление] действовать, следуя их учению, тогда соглашения о дани будут соблюдаться намного лучше и на границах всегда будет спокойствие». (Цит. по Е.И.Кычанов, Б.Н.Мельниченко «История Тибета с древнейших времен до наших дней» М.Восточная литература РАН, 2005). Бодхисаттва Авалокитешвара В результате китайский император пожаловал видному тибетскому наставнику Сонам Гьяцо титул Далай-ламы. Далай в переводе с монгольского значит «океан, море», лама - духовный наставник высшего порядка, то, что индийской традиции обозначают словом «гуру». Устоявшийся перевод этого титула - Океан мудрости. Как указывает в своей статье «Святые-перерожденцы Снежной земли» Андрей Стрелков (см. «Восточная коллекция», выпуск зима 2008, № 4), сами тибетцы титул далай-лама используют редко. Чаще они называют его Джалва Ринпоче - Победоносный-Драгоценность, где Победоносный - один из эпитетов Будды. Он означает победу Будды над колесом страданий сансары. Близкие к Далай-ламе люди также зовут его Кундун, Присутствие. Имеется в виду, очевидно, божественное присутствие, воплощенное в теле смертного человека. Итак, император пожаловал Сонам Гьяцо титул далай-ламы. Однако далай-лама не мог взяться ниоткуда, это противоречило бы тибетской духовной традиции. Стали выстраивать в прошлое «цепь тел». Выяснилось, что первым в ряду далай-лам был Гэдун Дуб (1391-1447), ученик знаменитого реформатора тибетского буддизма Цзонхавы. Естественно, Гэдун Дуб был признан первым далай-ламой постфактум, через сто лет после его ухода из жизни. Второй Далай-лама - Гэдун Гьяцо - тоже был признан Далай-Ламой посмертно. И только третий далай-лама, уже упоминавшийся Сонам Гьяцо, стал далай-ламой при жизни. Но от кого вел свое происхождение первый далай-лама, Гэдун Дуб? Выяснилось, что он является 51 перерождением бодхисаттвы Авалокитешвары. На этот счет в мозгах европейцев также царит большая путаница. Они часто считают, что перерожденец Авалокитешвары - это всегда и есть сам Авалокитешвара. Это не так. С какого-то момента речь идет уже не собственно о Бодхисаттве или будде, а об исторических лицах, которые как бы содержат в себе часть божественного света того или иного будды или бодхисаттвы. Часто, правда, по отношению к перерожденцам-тулку употребляют китайский термин «хо фо» - живой Будда. Но это, как уже говорилось выше, упрощенное понимание. Тулку не является Буддой, а лишь содержит в себе часть его божественной природы. Запрещаю перерождаться! В тибетском буддизме какое-то количество школ и еще больше - линий перерождения. На протяжении столетий эти школы активно соперничали между собой, вступали в прямые вооруженные столкновения, в результате которых одномоментно гибли тысячи людей. Как это сочеталось в тибетских мозгах с ненасильственной доктриной буддизма, сказать, наверное, могут только сами тибетцы. Все, конечно, помнят песенку Бориса Гребенщикова, где поется: «Ой, ламы линии Кагью - до чего ж вы хороши!» Вероятно, ламы, с которыми лично знаком Гребенщиков, действительно, чудо как хороши. Но были в их истории и другие времена. Эти самые ламы линии Кагью (точнее, школы Карма-Кагью) в начале XVII века напали на монастыри Дэпун и Сэра и убили более пяти тысяч человек монахов и мирян. А Дэпун и Сэра принадлежали к школе Гэлугпа, главой которой является далай-лама. А сторонник школы Карма-Кагью издал указ, вообще запрещающий Далай-ламе IV перерождаться. Это все к тому, что для представителей других школ далай-лама вовсе даже не является высшим духовным авторитетом, у них своя иерархия. Как уже говорилось, далай-лама является высшим иерархом тибетской школы Гелугпа. Кроме него, важнейшее место в этой школе занимает другой духовный лидер - панчен-лама. А юного Панчен-ламу XI пригласили История возникновения панчен-лам относится к началу XVII века. Далай-лама IV Йонтэн Гьяцо, будучи молодым человеком, в монастыре Дэпун получал наставления от монаха Лосан Чагьяла. Лосан Чагьял получил от Далай-ламы IV титул Великий учитель, Панчен-лама. Так же, как и для Далай-лам, для Панчен-лам был составлен список перерожденцев. Лосан Чагьял в этом списке стал считаться четвертым по счету панчен-ламой, все предыдущие были признаны таковыми посмертно. С той поры между Далай-Ламами и Пачен-ламами установились отношения ученика и учителя. Линия панчен-лам ведет свое начало от Будды Амитабхи. Бодхисаттва Авалокитешвара является эманацией Будды Амитабхи. Таким образом, те, кто говорят, что далай-лама является высшим духовным иерархом Тибета, ошибаются. Он даже не является высшим иерархом школы Гелугпа. Скорее уж на эту роль может претендовать Панчен-лама. Традиционно, правда, этот вопрос не обсуждается. Даже если говорить о государственном устройстве, как у Далай-ламы, так и у Панчен-ламы в административном управлении находилась своя часть Тибета. Исторически так сложилось, что Далай-лама стал главой государственной власти в западной части Тибета. После так называемого «мирного освобождения» Тибета Далай-Ламе и тибетскому руководству были предоставлены чрезвычайно широкие полномочия. Предполагалось, что в тибетской автономии будет свое управление, свой государственный строй, она будет практически независима - но будет входить в состав Китая. поначалу тибетское руководство с этим согласилось. Однако во второй половине 50-х годов начались антикитайские восстания в Тибете. Причиной были как частные интересы местных тибетских князьков, так и некоторые нарушения Пекином ранее достигнутых договоренностей: так, например, Тибету не были возвращены некоторые тибетские районы провинций Ганьсу, Цинхай, Юньнань. Кроме того, начинавшийся «большой скачок» серьезно повлиял на ситуацию. Так, Будда был объявлен реакционером. Понятно, что в сложившейся ситуации было много недовольных. В Тибете даже была создана добровольческая армия, защищающая веру. В первый момент после восстания тибетцам удалось изгнать китайские войска и китайскую администрацию. Китайское руководство пыталось взять в союзники далай-ламу и подействовать на восставших его авторитетом. Однако в самый разгар событий Далай-лама XIV покинул страну и попросил политического убежища у Джавахарлала Неру в Индии. У китайских монахов свое начальство Вместе с Далай-ламой в Индию бежали тысячи тибетцев, и даже китайцев, недовольных властью. Тогда Пекин назвал Далай-ламу предателем, после чего официальным главой тибетского буддизма в Китае стали называть Панчен-ламу. Кто твой начальник? Нынешний Далай-лама XIV - человек очень известный. Авторитет его в мире весьма велик. Он - лауреат Нобелевской премии мира и личный друг таких «столпов» современной теологии, как актеры Стивен Сигал, Ричард Гир и Шэрон Стоун. Нынешний же Пачен-лама XI - совсем молодой человек. Выборы его не совсем совпали с традицией. Считается, что его «назначило» тогдашнее руководство КПК. На Западе иногда говорят, что он не имеет собственной воли и действует по приказу ЦК КПК. Однако на вопрос, по чьему приказу действует Панчен-лама XI - ЦК КПК или Будды Амитабхи - очевидно, ответить может только он сам. Сегодняшняя позиция Далай-ламы выглядит, мягко говоря, непоследовательно. Иногда возникает ощущение, что определенной позиции у него нет: она меняется в зависимости от политической коньюнктуры. Иногда Далай-лама выступает за полное освобождение Тибета - политическое, административное, религиозное - и называет китайскую армию, стоящую в Тибете, оккупантами и убийцами. В других обстоятельствах он говорит, что выступает только за культурную автономию Тибета в рамках КНР. Однако всякий раз он подчеркивает, что Тибет не является неотъемлемой частью Китая. Так, он заявляет, что Тибет в 1951 году стал частью КНР, а не Китая. В чем тут нюанс? В том, что до этого Тибет был самостоятельным независимым государством (хотя и не очень долго). Это, по его мнению, может послужить основанием для пересмотра нынешнего административно-территориального деления КНР. Вообще разобраться в этой ситуации довольно сложно. Создается впечатление, что и сами действующие лица этой интриги не всегда понимают, что происходит. Если в мире возобладали антикитайские настроения, Далай-лама мечет громы и молнии. Если Китай силен и положение его устойчиво, Далай-лама говорит о приоритете чисто культурных ценностей. Мао Цзэдун с Далай-ламой и Панчен-ламой. Все довольны, все улыбаются. Хорошие были времена! В последние годы в самом Тибете ситуация сложилась тоже довольно странная. Официальные власти запрещают вывешивать изображение Далай-ламы XIV в монастырях, домах и т.д. Зато теперь в тибетских монастырях и жилых помещениях висит галерея портретов - молодой ставленник Пекина Панчен-лама, рядом с ним - Мао-цзэдун, Дэн Сяопин, Ху Цзиньтао - и другие знатные ламы. Общее ощущение от такого «иконостаса» приводит постороннего наблюдателя в некоторое недоумение. Сказать в этой ситуации, кто прав, сложно. У всякого своя правда. На стороне Далай-ламы - многовековые традиции и религиозная правота. На стороне руководства Китая - чисто практические соображения прогресса и процветания простых людей. Ни для кого нt секрет, что до прихода в Тибет китайцев жизнь там была просто ужасающая - поголовная неграмотность, высочайший уровень смертности, нищета, не говоря уже о чистом рабовладении, которое было основой общественного строя Тибета. Вероятно, рано или поздно официальный Пекин и Далай-лама договорятся. Если нет, то остается ультима рацио - новое перерождение Далай-ламы. И как сложатся отношения официального Пекина и Далай-ламы XV - об этом, наверное, знает один только Авалокитешвара. |
Читайте: |
---|