Китай

News image News image News image News image News image News image News image News image

Культура вчера и сегодня
Путеводитель - История Китая, культура, традиции

  культура вчера и сегодня

Как и в большинстве других культур, древнейшее искусство Китая возникло во взаимосвязи с религиозными церемониями и ритуалами в совершенно особую эпоху развития человечества.

Предметы искусства, известные на Западе, не были распространены во всем древнекитайском обществе. Дошедшие до нас памятники найдены по большей части в захоронениях аристократов: искусство являлось привилегией богачей и знати. Заказчиками были правящие династии, а исполнителями ученые и... чиновники, часто бывшие не столько администраторами, сколько художниками.

Древнейшие фигурки в захоронениях выполнены из глины. Они обжигались при низкой температуре и не покрывались глазурью. Мастера стремились к реалистичному изображению людей и животных, а в эпоху Хань - и моделей зданий. Кроме тысяч терракотовых воинов, охранявших гробницу первого императора, в других усыпальницах найдены целые армии крошечных воинов и всадников. Наивысшего расцвета искусство создания керамических статуй достигло в эпоху Тан.

Раньше обожженные фигурки раскрашивались, теперь же их стали покрывать глазурью, поначалу одноцветной, а затем - знаменитой трехцветной (санъцай): зеленой, желтой и коричневой. Тематика была весьма разнообразной: тут и дамы, и музыканты, и заморские купцы, и кони, и даже верблюды. Династия Тан после долгой полосы смут подарила Китаю три века относительной стабильности, что привело к пышному расцвету культуры и искусства.

Некоторым из бронзовых культовых сосудов - более 3 тыс. лет. Особенно замечательны предметы для жертвоприношений животных и сосуды для даров, ритуальные кувшины на трех ножках, огромные котлы и всевозможные емкости для вина. Все они украшались гравированными или чеканными изображениями. Наиболее популярные мотивы - стилизованные мифические существа, цветочные гирлянды и геометрические орнаменты. Громадные статуи стражей и животных на священной тропе перед гробницей императоров - свидетельство высокого уровня искусства резьбы по камню. Древнейшие из сохранившихся скульптур - грубо выполненные изображения животных - украшали усыпальницу полководца эпохи Хань Хо Цюйбина (ум. в 117 г. до н. э.) в Сиа-ни (с. 78).

Позднее появились и изображения людей. Статуи эпохи Тан поражают своей реалистичностью и мастерством исполнения. Династия Мин после нескольких веков засилья монголов стремилась воскресить давние традиции, создав громадные фигуры, украшающие императорские гробницы к северу от Пекина.

Совершенно иная ветвь религиозной культуры - буддийское искусство. Оно пришло из Индии, и китайские мастера лишь варьировали его основные образы. Изображения Будды обычно стилизованны, что символизирует отстраненность его от всего земного; позы и жесты, а также складки одежд весьма условны и всегда имеют определенное символическое значение. Изображения бодхисатв занимают как бы промежуточное положение. Для них характерно широкое разнообразие образных и композиционных средств. А вот лоханей (арха-тов), учеников Будды, принято изображать вполне реалистично.

Китайская живопись и каллиграфия отличаются особым своеобразием. Оно определяется даосизмом, последователями которого были многие художники, используемыми материалами и китайской иероглификой. Каллиграфия здесь не просто умение красиво писать, но и искуство, позволяющее мастеру в рамках традиции наиболее полно проявлять свою индивидуальность. При письме используются четыре сокровища мастерской : бумага, кисть, тушь и пемза. Тушь в виде палочек растирается пемзой в чашечке и разводится водой. Густоту задает нужная интенсивность тона - от светло-серого до густо-черного, главного цвета каллиграфии. Бумага легко впитывает тушь, передавая малейшие оттенки цвета, характер.

Каждое прикосновение кисти к бумаге создает рисунок, который, в отличие от европейской живописи, уже невозможно изменить и исправить. Это относится и к иероглифи-ке, и к живописи. Замысел должен полностью созреть в голове художника, прежде чем он возьмется за кисть. Каллиграфия и живопись в Китае тесно связаны друг с другом. Обе основаны на одних и тех же принципах и часто дополняют одна другую. Иероглифы очень напоминают рисунок, а на картинах чаще всего присутствуют стихи и другие надписи.

Форма традиционной живописи - свиток, нередко длиной несколько метров, который при просмотре разворачивают, а затем вновь скатывают в трубочку.

Свитки впервые появились в эпоху Тан. Они были очень длинными, и повесить на стену их было попросту невозможно. Впрочем, мастера рисовали и на отдельных листах, и на сосудах.

Главное место в китайской живописи занимает пейзаж. Заоблачные горы создают вертикаль, река или озеро - горизонталь. Иногда встречаются крошечные фигурки людей. Изображение плоскостно, лишено центральной перспективы и глубины. Обучение живописи сводилось к копированию работ старых мастеров. Достигшие в этом совершенства могли создавать свою собственную манеру, минимально отклоняющуюся от канона. И сегодня взгляды на проблему оригинала и копии в Китае и на Западе диаметрально противоположны. Китайские художники часто изображают зверей, особенно лошадей, во всевозможных видах, а также птиц и животных, имеющих символическое значение, например черепах, цапель и цикад. В цветочных композициях на первом плане выделяются четыре благородных : орхидея, цветок сливы мэй, хризантема и бамбук, символизирующие времена года. Изображения людей - это чаще все - го портреты знатных осоо, а также типажи, например отшельник или монах. Китайские мастера часто творили просто для себя, если речь идет о чиновниках, и искусство было для них усладой взора и души, или, будучи ремесленниками, они стремились создать нечто новое и прекрасное.

Но верхом совершенства считались резьба по нефриту, камню и слоновой кости и каллиграфические надписи на рисовых зернышках.

Культура под цензурой.

Для современного китайского искусства характерно множество противоречий. После великого похода лидеры КПК, укрывшиеся в 1942 г. в пещерах Яньани, решили поставить искусство на службу партии. Многие ветераны по-прежнему верят в лозунги тех лет. После 1978 г. творцы получили некоторую свободу. Китайские художники в большинстве своем уступали партийному нажиму. Многие оставили традиционную технику и обратились к европейской масляной живописи, изучая ее путем копирования.

Так появились тысячи работ, написанные неумело и без тени вдохновения. Поп-арт в этом смысле интереснее, хотя бы благодаря разнообразию сюжетов. Увы, с большинства картин смотрит улыбающийся красный император Мао Цзэдун. Подлинные шедевры - большая редкость. Тем не менее уже появились образцы нового китайского искусства. Постановщики фильма Пятое поколение , выпускники первого после культурной революции выпуска Пекинской академии киноискусства, в том числе Чжан Имоу, получили на Западе несколько премий за свои фильмы Красный Гаолян и Красный фонарь . Гун Ли, исполнившая в них главные роли, - звезда мирового экрана. Вслед за Шанхаем, где киностудия открылась еще в 30-е гг., возникли студии в Пекине и Сиани, выпускающие фильмы и в китайском, и предержащие не захотели видеть правду с экрана. В 1994 г. Чжан и Гун были отлучены от кино на 5 лет...

Среди последних достижений китайской кинематографии - фильм Крадущийся тигр, невидимый дракон , снятый талантливым режиссером Энгом Ли. В главной роли снялся Чоу Юн Фат, восходящая звезда Голливуда. Фильм был номинирован на И премий Оскар и выиграл четыре. В 2000 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал китайский писатель Гао Синцзянь, живущий ныне во Франции. Но отношение к его творчеству в самом Китае, мягко говоря, прохладное. Опять знакомая проблема художник и политика ...

Со времен династии Мин основные принципы возведения крупных ансамблей, будь то храмы, жилые комплексы или императорские дворцы, остаются неизменными. Все элементы ансамбля тяготеют к центру - главной Небесной оси Срединной империи. Кроме того, ансамбль должен быть защищен с севера, откуда исходят тьма и холод (этот принцип особенно заметен в планировке Пекина), и открыт на юг, к солнцу. Это автоматически влечет за собой осевой принцип север-юг ; по этой линии одно за другим должны быть расположены все главные здания, а вход в ансамбль - находиться на юге. Согласно традиционным представлениям Земля - квадратная глыба и у нее имеется вторая ось, идущая под прямым углом к первой. Поэтому все центральные здания по возможности квадратные, но непременно прямоугольные, причем внутренние стены также образуют квадраты. Таким образом, фасад имеют не только отдельные здания, но и весь ансамбль. Здания, как правило, состоят из стандартных элементов.

Кто не испытывает страха перед огнедышащим драконом?

Все, кроме китайцев. Для них это чудище - добрый, приносящий удачу зверь, покровитель гор и рек, владыка Востока, откуда восходит жизнедарное солнце.

На картинах и рельефах драконов часто изображают играющим с жемчужиной, символом грома, и эта игра считается источником дождя, за которым легко угадывается сексуальное возбуждение. Дракон - символ мужской силы. Начиная с эпохи Хань пятипалый дракон олицетворял императора, четырехпалый - принца, а трехпалый - высших чиновников. Драконы извивались на императорских одеждах, обвивали колонны дворца, украшали потолки, мебель, фарфор и все что угодно. Спутником императорского дракона считается Феникс, мифическая птица, в древности связывавшаяся с мужским началом, а начиная с эпохи Драконы считались стражами рек и озер Мин ставшая атрибутом императрицы. Символическое значение других животных определяется их свойствами.

Взять хотя бы долгожительницу-черепаху. Выпуклый ее панцирь воплощает Небо, плоское брюхо - Землю, а черепаха в целом - долголетие. Могучий лев олицетворяет стражу, конь - силу воли, павлин - красоту, а обезьяна - хитрость. Если же подходящего животного в природе нет, его попросту создают. Так, присевшие на задние лапы цили-ни (мифологические существа с головой оленя, хвостом быка, чешуйчатой кожей и мягкими рожками) символизируют мудрых искусных правителей, так сказать идеальных чиновников.

Похож на них и другой гость из мифов и легенд - сечжи, символ справедливости. У  этого неподкупного судьи массивное  туловище, раздвоенные копыта длинная грива и собачья голова. Мифические фигуры на крыше оберегают от злых духов тем самым задавал и размеры всей постройки. Ибо основные пропорции зданий, будь то храм или приемный зал, ворота или жилой дом, были всегда одинаковы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Истории бывалых:

News image

Отдых с детьми в Китае

Китай - как много в этом звуке... Мой отзыв для тех, кто путешествует с детьми

News image

Самостоятельное путешествие из Читы в Харбин

Давно уж пора выложить отчет об августовской поездке. Собирались ехать по клевому длинному машруту с главной целью в виде Жел...

News image

Гонконг в январе

Как ни странно, на написание этого рассказа меня сподвигла.. обида за державу. И не за свою, что примечательно, а за Китай, точн...

News image

Мой Китай

Зашла случайно на Ваш сайт и не удержалась, тоже захотелось поделиться впечатлениями о Пекине. Тут один аноним в пух и в прах ...

Путеводитель:

Древние деревушки в горных районах пров. Аньхой

News image

В горных районах пров. Аньхой, что расположена к югу Янцзы, разбросаны древние городки и маленькие деревушки...

Туры и путевки на отдых в Шанхай

News image

  Отдых В Шанхае - уникальная возможность почувствовать специфическую атмосферу крупного мегаполиса Китая. В ...

Авторизация



Топ отелей Китая:

DE BAO 4*

News image

Основные сведения В отеле 230 номеров категории: Standard, Deluxe, Executive Standard, Executive Deluxe, Deluxe Suite, Executiv...

CHINA MERCHANTS 3*

News image

Основные сведения Благодаря удобному расположению и относительно недорогой стоимости номеров, отель пользуется неизменной попул...

Гостиница(отель) Beijing International *****, Пекин, Китай

News image

Забронировать(заказать) номер в отеле Beijing International ***** on-line: e-mail: Расположение:

Традиции Китая:

Интересные обычая народности туцзя

News image

Туцзяне очень широко смотрят на жизнь и смерть. Они придерживаются правила оживленных проводов скончавшегося в последний путь и...

Ускользающее божество

News image

Есть в Китае вещь, к которой устремляются чаяния почти всех без исключения китайцев. Это своего рода божество, однако ему не ста...

Свадебные обряды монголов

News image

Монголы – кочевой народ. Издревле у них существуют два свадебных обряда: умыкание и помолвка. Однако в результате многолетних из...

Герои Китая:

Ли Лиан Дзэ

News image

С тех пор как звезда кунг-фу Джет Ли снялся в новом Смертельном оружии, численность его окружения стремительно возросла. Если ко...

Сан Гуансинь

News image

Сан Гуансинь родился в небольшом китайском городке Синьцзян, Уйгурский автономный округ. Получил высшее образование в Китайской ...

Лу Гуанкю

News image

Знаменитый китайский предприниматель-промышленник, миллиардер, в настоящее время председатель правления крупной компании Wanxian...